Миллионам россиян знакомо имя святого Сергия Радонежского, оставившего в XIV веке в дар русской земле мужской монастырь Троице-Сергиеву Лавру. Эта обитель, в которой совершались судьбоносные религиозные отправления, неразрывно связана с судьбой страны. Накануне знаменитой Куликовской битвы здесь благословили на великое сражение Дмитрия Донского.
Князь не раз приезжал сюда, на холм Маковиц, чтобы помянуть погибших воинов. Древний монастырь не избежал участи разрушения: в 1704 году он практически дотла был сожжён по приказу татарского хана. Но монахи и прихожане восстановили святую обитель, и за последующие 2 века монастырь развивался и креп.
Сюда нередко прибывали с визитом российские цари, в нём открылась духовная семинария. С приходом советской власти монастырь упразднили, превратив его в музей. Сегодня обитель является крупнейшим центром русского православия. Соборы и храмы Троице-Сергиевой Лавры радуют прихожан и туристов красотой своей архитектуры, внутренним убранством и духовным содержанием.
Троицкий собор
Главная святыня Свято-Троицкой Лавры появилась на месте последней из трёх деревянных церквей в честь преподобного Сергия. Первая из них была построена самим Сергием-отшельником, удалившимся в лесную глушь. Маленькая церквушка стала прародительницей нынешнего величественного Свято-Троицкого собора.
Его возвели по указанию патриарха Никона, когда на пепелище сгоревшей церкви обнаружили нетленные мощи Сергия Радонежского (1442 г). Выстроенный из белого камня храм имеет небольшие размеры, но при этом производит впечатление грандиозного сооружения. Его архитектура представляет собой образец подъёма национального русского зодчества после победы, одержанной над татаро-монгольским засильем.
Наклон стен к центру строения, пирамидальное сужение кверху купольного барабана и постамента создают эффект устремлённости ввысь. Золочёный купол собора с установленным на нём белым крестом усиливает впечатление его воздушности. Через узкие окна просматриваются мощные толстые стены здания.
Три невысоких апсиды служат своеобразным украшением собора. Всю архитектурную конструкцию охватывает широкий «пояс» художественного орнамента, искусно высеченного в камне. Он зрительно делит конструкцию здания на 2 разные по высоте части.
Внутреннее пространство представляет собой единое целое. Арочные своды, плавно переходящие из стен, не нарушают этой целостности. Лучшие иконописцы того времени Андрей Рублёв и Данила Чёрный трудились над созданием иконостаса и росписью стен. Возле иконостаса размещена рака с мощами Сергия.
- 40 лучших достопримечательностей Сергиева Посада
Церкви и храмы Сергиева Посада — 20 главных святынь
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Настоящее произведение искусства храмового зодчества XVIII века мы можем увидеть, рассматривая колокольню Троицкой Лавры. Её бело-голубая 5-ярусная конструкция похожа на гигантскую птицу, парящую в воздухе. Немало драматических моментов пережила звонница, но сегодня по-прежнему разливается колокольный звон, радуя души прихожан.
По проекту придворного зодчего царицы Екатерины II И. Я Шумахера 2-ярусную колокольню должны были возвести в центре монастырской площади. Возвели постамент, но осуществлявший строительство Мичурин не согласился с местом, нарушающим общий ансамбль. После долгих споров Елизавета I распорядилась достроить 4 яруса на уже возведённом 1-м ярусе-постаменте.
Красавица-колокольня была оснащена 42-мя колоколами, каждый из которых имел собственное имя. Колокол, весивший 64 тонны, называли «Царь». Его собратья весом поменьше назывались «Годуновский» и «Корноухий». Их мощное звучание разносилось по всему Сергиеву Посаду в праздничные дни.
Шедевры колокольного литья, изготовленные лучшими мастерами, сняли в 1929 году. Протесты сотрудников Сергиевского музея не смогли повлиять на решение властей. В наши дни отлиты другие колокола. Среди них новый 72-тонный «Царь», «Первенец» весом в 27 тонн, «Благовестник», весящий 35 тонн.
В 2013-14 гг. прошла реконструкция колокольни, воссоздавшая её первозданный вид. Все видят сияющий золотом купол, с 4-мя коронами по сторонам, слышат звон курантов и колокольный перезвон.
Духовская церковь
Прекрасный религиозный памятник XV века, образец совместного русского и европейского зодчества. Духовскую церковь строили не только лучшие мастера из Пскова, но зодчие из Европы.
При осмотре храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов можно разглядеть элементы украшений, аналогичных декоративным деталям греческой церкви Пантанассы (Пресвятой Богородицы). Нельзя не залюбоваться архитектурной жемчужиной Свято-Сергиевой Лавры, её декоративным убранством. Восхищают резные узоры по всему периметру цоколя, терракотовые балясины, керамические и поливные изразцы, опоясывающие конструкцию.
В общем, образцом при возведении Духовской церкви послужили формы и пропорции Троицкого собора, поэтому при беглом взгляде можно сказать, что оба святилища очень похожи. Но между ними есть принципиальное отличие: колокольня-звонница Духовского храма расположена на церковных сводах.
В этом заключается уникальность архитектурного памятника, единственно сохранившейся из древнейших объектов в России «церкви под колоколами». Вся изящная конструкция делится на 2 равные по высоте части. Каждая из 4-х сторон нижней части имеет по 3 апсиды по аналогии с Троицким собором. Верхняя часть – 6-пролётная звонница с цилиндрическим постаментом, барабаном, синим куполом и белым крестом.
Успенский собор
Культурно-исторический религиозный памятник XVI века, построенный на средства Ивана Грозного, восхищает своей красотой. Грандиозностью размеров и формами Успенский собор почти точно повторяет собрата Московского Кремля. Величавое строение с 5-ю куполами – доминанта монастырского комплекса Лавры.
Стены прямоугольного храма сложены из кирпича в отличие от московского собора. Шесть пилонов, на которые опираются своды и барабан, имеют в сечении прямоугольную форму. Западный фасад Успенского собора оснащён открытой сетчатой папертью.
Когда в 1753 году строили колокольню, центральный барабан увеличили по высоте, а куполам придали луковичную форму. Позже их украсили накладными звёздами из золота, что придало строению уникальности.
В церкви находится четыре престола, центральный из которых посвящён Успению Богоматери. 3 боковых престола сделаны в память о великомучениках Фёдоре Стратилате, святой Ирине и Николае Чудотворце. Последний из них был оборудован во время осады Лавры поляками (1609 г) в знак защиты монахов от повальной цинги, уносившей их жизни.
Интерес вызывает крест, размещённый над двуглавым орлом, якобы вырезанный самим Петром I. Впечатляет массивный иконостас, выполненный вместо прежнего в середине XX века. Серебряные лампады (их 9) перед некоторыми иконами подарены царями: Иоанном и Петром I.
Привлекают внимание серебряные ризы на некоторых иконах, сделанные московским купцом Маловым. Главная святыня Успенского храма – мощи митрополита Московского, святителя Иннокентия.
Церковь Преподобного Никона Радонежского
Нельзя обойти вниманием церковь, примыкающую к южному фасаду Свято-Троицкого монастыря. Её построили в 1548 году в честь преподобного Никона Радонежского, ученика и сподвижника Сергия. В русском православии Никон почитается как чудотворец, поэтому храм возвели над его прахом.
Через 75 лет, в 1623-24 гг. небольшую церковь снесли и выстроили новый храм, соответствующий размерами и пропорциями Троицкому собору. От прежнего строения частично сохранился фундамент. Вновь построенный храм отличался от прежнего строения более пышным декором, выполненным с необыкновенным изяществом.
Никоновская церковь – образец бесстолпного храма, алтарь и неф которого не разделен пилонами и другими преградами. Внутренний интерьер представляет собой единое целое пространство, создающее впечатление некой возвышенности.
В наши дни почти не сохранилось аутентичное оформление интерьера. Из прежних атрибутов остались лишь части фресок 1635 г, изображающие столпников и сцену крещения святителями младенца Христа на руках Божьей Матери. Основательная реставрация религиозного памятника была проведена в 40-50-х гг. XX века.
В ходе работ восстановили фасады, позакомарное покрытие кровли апсиды алтаря. Заменили деревянное золочёное надгробие над Никоновой могилой. Впечатляет общее внутреннее оформление храма, с множеством художественно выполненных икон.
Многие из них написаны монахиней Иулианией, в том числе иконы с изображениями Сергия Радонежского, святителя Алексея и другие. Здесь же представлена редкая икона с Преподобным Никоном.
Церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Память о двух чудотворных старцах запечатлена в храмовом сооружении, расположенном в северо-западной части Троицкого монастыря. Основатели Соловецкого монастыря прославились в истории православия множеством добрых и трагических предсказаний, внесли большой вклад в развитие христианства на Русском Севере.
В ходе строительства церкви Зосимы и Савватия (1635-37 гг.) одновременно возводились больничные палаты монастырской лечебницы. Они предназначались для пребывания в них престарелых, слабых здоровьем монахов, именуемых в описи 1641 г. «больничными старцами». Храм в честь соловецких чудотворцев – интереснейший памятник религиозного зодчества первой половины 17 века. Это единственная шатровая церковь монастыря.
Своими стройными пропорциями, декоративным убранством фасада «больничная церковь» прекрасно вписалась в архитектурный ансамбль Лавры. Она хорошо открывается взгляду со стороны Троицкого собора. Поясные орнаменты из кокошников продолжают декоративные традиции украшения фасадов более древних святынь монастыря.
Келарь Соловецкого монастыря, осуществлявший строительство объекта, выбрал шатровую форму завершения по аналогии с Преображенским собором Соловецкого монастыря. Церковные апсиды декорированы кирпичными тягами и гирляндами с белокаменными вкраплениями.
В наши дни храмовому комплексу, объединяющему церковь и больничные палаты, возвращён аутентичный облик. На поливных изразцах, декорирующих фасад, изображены воины и пушки в память о героической обороне монастыря во время польской осады.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной
Подлинная жемчужина архитектурного ожерелья Лавры – красивейшее грандиозное строение, восхищающее изумительным декором фасадов. Храм преподобного Сергия, строительство которого началось в 1686 году, расположен на месте деревянных построек, старого кладбища и Царицыных палат.
Созданный в модном стиле той эпохи «нарышкинского» барокко Трапезный храм стал одним из самых красивых и больших монастырских объектов. Его возведение завершилось в 1692 году, к 300-летию со дня смерти Сергия Радонежского. Расположение здания на высоком склоне, на подклете, добавляет ему величественной высоты.
Стены центрального фасада обильно украшены декором из колонн, полуколонн, расположенных попарно или пучками. Миниатюрные витые колонны обрамляют двери и окна. Фигурные наличники, карнизы, раковины, рельефная резьба, лепнина создают впечатление пышной помпезности.
Настенные росписи, лепнина внутреннего пространства Трапезного храма были выполнены в XVIII веке. Свет щедро льётся сквозь широкие окна, освещая зал тёплым сиянием. Масштабные реставрационные работы, проведённые в святилище в 2012-15 гг., направлены на сохранение прекрасного архитектурного наследия прошлого. Была воспроизведена живопись алтаря, лепной узор, обустроен тёплый пол в Малой Братской столовой, вентиляция и многое другое.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи
Всех посетителей Троицкого монастыря гостеприимно встречает у ворот храм Рождества Ивана Предтечи. Он так и называется — Надвратный храм. Его построили в 1693 г. по распоряжению и благословению патриарха Андриана вместо разрушающейся старой церкви XVI в.
Строительство нового церковного объекта шло 6 лет, его освящение состоялось в 1699 г. Храм Иоанна Предтечи явился образцом московской барочной архитектуры, отличной от архитектуры других церквей монастыря. Завершение церкви не шатровое, а остроконечное. Яркое 5-главое сооружение с красивой отделкой выглядит великолепно.
Состоящее из двух ярусов строение высотой более 22 метров находится у ворот монастыря, сразу привлекая к себе всеобщее внимание. Сегодня, глядя на эту красоту, не верится, что весной 1746 г. храм сильно пострадал от пожара. Были утрачены купола, почти полностью был уничтожен иконостас, роспись фасадов.
Восстановление святыни шло 7 лет (1753-60 гг.), в течение которых возобновили художественные росписи внутри и снаружи. Храм обрёл новый иконостас, созданный трудом мастеров Лавры. Купола в виде луковиц заменили другими, с гранёными очертаниями. Каждый век привносил новые детали в оформлении Церкви Иоанна Предтечи.
В нём заменили клеевую роспись с сюжетами жизни святого на масляную живопись. Нельзя не восхититься позолоченным резным иконостасом, созданным в 1946 г. в стиле ампир XIX века. Реставрационные работы, продолжившиеся в XXI веке, полностью восстановили первоначальный облик красавицы-церкви.
Михеевская церковь
Самая маленькая по своему объёму церковь Лавры была освящена в 1734 году. Её построили по указанию императрицы Анны Иоанновны после её визита в Лавру. На царицу произвело впечатление сообщение архимандрита Лавры Варлаама о том, что в честь святого Михея необходимо возвести храм. Поэтому иное название святой обители Михеевская церковь.
Как известно из Жития Сергия Радонежского, однажды ему явилась Божья Матерь, свидетелем чего оказался преподобный Михей. Хотя храм, посвящённый явлению Божьей Матери небольшой, но очень почитаем прихожанами Лавры. Здесь хранятся мощи святого Михея, установлена рака, в которой находится изображение Михея в полный рост.
Храм Явления Божьей Матери Преподобному Сергию Радонежскому построен на северо-западной стороне Трапезной церкви. Скромное по размерам и оформлению фасадов строение контрастирует с грандиозностью и пышностью оформления Трапезного храма. Фасады имеющей в плане 8-гранную форму церкви Явления Божьей Матери украшены живописными узорами орнаментов.
Слегка выступающие вперёд выделенные окраской пилястры делят фасад на 2 равные части. Первоначально строение было покрыто тёсаной кровлей, сгоревшей при пожаре. После этого храм покрыли металлической крышей, в 2 яруса, в голландском стиле. Внутри установлен иконостас XVIII века, заимствованный в домовой церкви митрополита Платона. Стены украшены художественными росписями XIX в., выполненными маслом.
Смоленская церковь Божьей матери Одигитрии
Нарядное здание церкви круглой формы, расположенное позади колокольни Лавры, посвящено Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Когда-то на этом месте находилась монашеская поварня, на стене которой крепилась чудотворная икона Богоматери Одигитрии, вырезанная из камня.
По преданию, монастырскому псаломщику в 1730 г. она привиделась во сне, после чего тот исцелился от своего недуга. Этот эпизод получил широкую огласку в обществе, исцелённого псаломщика представили императрице Анне Иоанновне. Она издала в 1735 г. указ о превращении здания поварни в святую обитель. В 1745-48 гг. вместо обветшавшего здания поварни выстроили церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии.
Освящение Одигитрии было совершено в царствование Елизаветы при её личном присутствии в 1753 г. Созданное в стиле елизаветинского барокко святилище единственное в Лавре церковное здание, имеет круглую форму. Весь периметр круглого фасада изрезан 4-мя глубокими нишами, расположенными во всю высоту стен.
Ниши разделены между собой двойными пилястрами, делающие волнообразную форму стен, подчёркнутую изогнутыми фронтонами. Верх здания завершён большим куполом, на котором установлен световой фонарь, увенчанный фигурной главой с крестом. Это чудесный образец архитектуры елизаветинского барокко прекрасно дополнил древний комплекс Свято-Троицкой Лавры. Пережившая 3 реставрации, святыня радует глаз прихожан и посетителей своим праздничным видом.
Серапионова палата (западный притвор Никоновой церкви)
С правой стороны Троицкого собора расположено небольшое строение зелёного цвета на 3 окна. Это церквушка носит название Серапионова палата, являясь приделом Никоновской церкви. На этом месте находилась келья Сергия Радонежского, в которой он согласно преданию, беседовал с Божьей Матерью.
Именно здесь построили придел и назвали его в честь Серапиона, архиепископа Новгородского, чьи мощи похоронены в часовне. Кроме Серапиона, в приделе нашли упокоение митрополит Московский Иоасаф и Дионисий Радонежский – настоятели Лавры. Прихожане, желающие посетить Серапионову палату, должны получить разрешение служителя и группой из 30 человек войти в придел.
Когда в 1905 году пол облицовывали метлахской плиткой, нарушили достоверное размещение надгробий настоятелей. Чтобы восстановить первоначальное положение, в 2006 году плитку убрали, обнаружили склепы в других местах. После этого решили не переносить склепы с мощами, отметив их священными камнями.
Несмотря на малые размеры, Серапионова палата богата артефактами. В ней хранятся почти 500 православных святынь. Здесь можно увидеть десницу св. Стефана, крест с частицей крови Христа, кусок ткани покрывала Богородицы, мощи Андрея Первозванного и другие. Все святые реликвии размещены под стеклом в золотых и серебряных раках.
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543 Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543 Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Успенская часовня над колодцем
Невозможно равнодушно пройти мимо необыкновенно красивого сооружения, щедро украшенного лепными орнаментами, белеющими на ярко-розовом фоне стен. Недаром Успенская часовня считается одной из самых красивых в России. Построенная рядом с Успенским собором, изящная и нарядная конструкция часовни, контрастируя пышностью убранства с собором, в то же время удачно дополняет его.
Успенская часовня также визуально связывает два собора: Успенский и Троицкий. Её соорудили в конце XVII века над родником, открывшемся во время ремонта древней паперти. Сначала над родником выстроили деревянный сруб в виде кельи, а позже возвели существующую ныне часовню.
Этот архитектурный памятник – образец ярусного храма по типу московского храмового зодчества (конец XVII в.). На нижнем прямоугольном основании установлено 3 яруса-восьмерика, с изящным куполом и фигурным крестом наверху. Успенской часовней можно любоваться как произведением художественного искусства.
Восхищение вызывает белокаменное кружево искусно вырезанных колонок, обрамляющих окна и двери, гирлянды цветов и плодов, расположенных на них. Внутренняя часть здания представляет собой полностью открытое пространство, с гладкими стенами, без украшений. Внешний облик удивительной Успенской часовни сохранился без видимых изменений, и в этом тоже заключается её культурно-историческая ценность.